Поверьте в себя
Вера в свои силы, способности, наконец, удачу – важная часть успешного бизнеса. Психология играет в предпринимательстве такую же значительную роль, как и материальные активы – деньги, транспорт, недвижимость. Страх, опасения, низкая самооценка очень часто мешают сделать первый шаг на пути к своему делу. И чаще всего эти страхи преувеличены – многие вопросы, связанные с бизнесом, решаются гораздо легче, чем мы думаем. Надо просто действовать системно и верить в себя.
Четко определите цель
Говорят, что бизнес начинается с идеи. Конечно, бывает и так, особенно если эта идея яркая и оригинальная. Но если вы просто размышляете о том, что хотели бы открыть свое дело, прежде всего нужно определиться с целью. Ответьте себе на несколько вопросов, чтобы понять, чего вы на самом деле хотите достичь и в какой сфере работать.
- Зачем вы хотите открыть свое дело? Определите, какие мотивы движут вами. Это поможет не только с целеполаганием, но и с мотивацией.
- Как вы видите свой бизнес в идеале? Постарайтесь представить это в деталях. Чем больше подробностей вы сможете для себя перечислить, тем более четкое представление о своей цели вы получите.
- В какой сфере вам больше всего хотелось бы вести бизнес? Успех бизнесмена определяется не только его доходами, но и психологическим комфортом. Постарайтесь понять, какое дело сделает вас не только успешным, но и счастливым.
Сформулируйте бизнес-идею
Предварительные этапы перед началом предпринимательской деятельности можно сравнить с воронкой: каждый последующий шаг сужает круг ваших размышлений и делает их всё более конкретными. Итак, вы определились с целями, пришел черед бизнес-идеи. Вы уже знаете, в какой сфере хотите работать. Если говорить упрощенно, их всего две: сфера услуг (включая торговлю) и производство. Любое из этих направлений можно начать с нуля, без большого первоначального капитала, если есть всё, о чем мы говорили выше – высокая мотивация, четкая цель и продуманная бизнес-идея.
Сфера услуг отличается огромным количеством ниш и самыми большими возможностями начать бизнес без инвестиций, наемных сотрудников и дорогостоящего оборудования. Уборка помещений, студия дизайна, репетиторство – эти и подобные виды бизнеса можно начать, не вкладывая больших средств и опираясь на собственные силы. Также бизнес можно начать, например, в качестве торгового представителя, за вознаграждение продвигающего товары в своем регионе. Для такой деятельности достаточно телефона и доступа в интернет. Бизнес в сфере услуг позволяет довольно быстро перейти в другую нишу, если запросы рынка изменились. А стремительное развитие онлайн-сервисов открывает для начинающих предпринимателей дополнительные возможности.
Если вы решили открыть производство, очень важно изучить рынок, потенциал спроса на вашу будущую продукцию. Даже если речь идет о чем-то штучном и эксклюзивном, например, сувенирной продукции ручной работы, мини-пекарне или пошиве одежды. Кроме того, следует помнить, что даже небольшое производство требует вложений.
Определите расходы и составьте подробный бизнес-план
Итак, перед тем, как начать свой бизнес, вы ответили на все предварительные вопросы. Это важнейший этап, его не надо игнорировать – бизнесу, как и ребенку, необходимо созреть, чтобы быть здоровым и полноценным. Теперь можно переходить к вещам более конкретным: финансирование и бизнес-план.
Если порог входа в выбранный вами бизнес выше, чем ноль рублей, важно очень внимательно и детально подсчитать необходимые инвестиции. Подробная калькуляция должна содержать все возможные статьи расходов: затраты на регистрацию предприятия, стоимость оборудования и рекламы, время, когда компания планирует получать прибыль. Цифра в столбике «Итого» даст вам ясно понять, хватит ли вам собственных средств или придется нужны инвесторы. Кроме того, подсчет расходов поможет составить подробный и реалистичный бизнес-план.
Бизнес-план – это подробное описание вашего проекта, которое отвечает на вопросы, связанные с его развитием и перспективами и содержит:
- описание продукта вашего бизнеса – товара или услуги, которые вы будете продавать; уникальные характеристики, отличающие вас от конкурентов
- анализ рынка – оценка его емкости в денежном выражении; конкуренты; прогноз, какую долю рынка вы сможете занять
- характеристика потенциальных клиентов – на кого рассчитан ваш товар/услуга
- производственный план – определение объемов производства или оказанных услуг; расчет себестоимости
- маркетинговый план – как и через какие каналы вы будете продвигать продукцию
- финансовый план – в нем сведены все основные расчеты
Обычно бизнес-план составляется на 3-5 лет, но начинающий предприниматель может ограничиться рамками одного года. К тому же ситуация в экономике меняется крайне быстро.
Кстати говоря, если вы собираетесь открыть свой бизнес с нуля или предприятие по франшизе, вы можете воспользоваться интернет-порталом
«Бизнес-навигатор». Это онлайн-сервис Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Здесь можно выбрать вид бизнеса, оценить конкурентов и получить прогноз по доходам. Программа автоматически подготовит для вас бизнес-план, который останется только распечатать.