• Личный кабинет
  • Займы
  • Погасить займ
  • Вопросы и ответы
  • О компании
  • Документы
  • Денежные переводы
Личный кабинет

Как устроиться работать таксистом

Общественный транспорт – неотъемлемая часть каждого города. Но год от года такси все увереннее конкурирует с автобусами и трамваями и становится значительной составляющей пассажироперевозок.
На конец 2023 года в России насчитывалось более 500 тысяч автомобилей, зарегистрированных в реестре такси. Многие рассматривают частный извоз как способ подработки, а для кого-то это становится профессией на годы.
В нашей статье мы расскажем, как устроиться работать таксистом, какой автомобиль лучше выбрать для поездок по заказу, как формируются доходы и какие расходы есть у водителей, а также о том, к каким особенностям труда нужно быть готовым.

Почему работа в такси так популярна

Частный извоз – это одно из немногих направлений бизнеса, в котором человеку не требуется специальное профессиональное образование. Для того чтобы начать, достаточно иметь водительский стаж, права и желание работать.
Войти в бизнес очень просто: нужно подключиться к одному из множества агрегаторов и зарегистрироваться в нем. Точно так же легко закончить заниматься извозом.
Работа в такси предполагает относительно свободный график. То есть, водитель может и не выходить на работу, если у него есть более важные дела. Сравните с графиком офиса 5/2! Но оборотная сторона этой медали – доход таксиста: он не фиксированный и полностью зависит от того, сколько заказов удалось принять и обслужить и на какую сумму.
Считается, что в такси более комфортные условия работы в сравнении с другими профессиями. Для человека, который любит водить машину, умеет находить общий язык с разными пассажирами, знает город, это действительно хорошее предложение.
Вот те причины, по которым многие рассматривают такси как возможность получить дополнительный доход или начать зарабатывать.

На каком автомобиле работать: на своем или взять авто в аренду

Прежде чем делать выбор в пользу работы таксистом, следует ознакомиться с законодательной базой. А именно – с Федеральным Законом №530-ФЗ. Этот документ определяет не только порядок предоставления услуги, но и устанавливает требования к автомобилю.
Статья 9 гласит:
«1. Легковое такси должно быть оформлено в соответствии со следующими требованиями:
1) иметь на кузове (на боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
2) иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
3) цветовая гамма кузова легкового такси должна соответствовать требованиям к цветовой гамме кузова, если такие требования установлены законом субъекта Российской Федерации».
Так что, если начинающий таксист планирует работать на своей машине, он должен заранее выяснить, соответствует ли ее цвет требованиям, установленным в том регионе, где он собирается трудиться. Если с расцветкой все в порядке, необходимо сделать цветографику и закрепить на крыше оранжевый фонарь.
ОСАГО на такси стоит дороже обычного. А еще придется заменить номерные знаки на такие же, но желтого цвета.
Помимо приведения машины в соответствии ГОСТу, необходимо получить статус ИП и разрешение на осуществление перевозки пассажиров. Это вложения и материальные, и временные. Поэтому опытные извозчики рекомендуют начинать работу на арендованном автомобиле, причем брать его напрокат в автопарке.
В пользу варианта с арендой говорит еще и техническое обслуживание машины. За своим автомобилем водителю придется следить самому. Автопарк проводит регулярное ТО транспорта, оформляет страховки на машины, меняет масло и фильтры и т. д.
Безусловно, за аренду придется платить и немало. Но на машине из автопарка новичок начнет зарабатывать раньше и без первичных вложений.

Основные показатели для водителя

Голосующий на обочине пассажир сегодня скорее экзотика, чем рядовое событие. И водителям, и заказчикам удобно пользоваться услугами агрегаторов.
Речь идет о мобильном приложении, с помощью которого производится поиск такси, вызов и оплата. Важно понимать, что услугу оказывает не агрегатор, а водитель или таксопарк, заключившие с ним договор.
Перевозка пассажира и багажа производится на основании публичного договора фрахтования. Это значит, что соглашение о поездке заключается устно или письменно в момент подачи и посадки в автомобиль.
Что будет влиять на работу таксиста, который подключился к агрегатору?
Приоритет
Это критерий, который использует система агрегатора для распределения заказов. Определяя приоритет, анализируется множество факторов: маршрут, время подачи машины, ситуация на дороге и т. д. В результате система предлагает заказы водителям с более высоким приоритетом. Если один отказывается, предложение переходит ко второму и т. д.
Рейтинг
Он определяется по совокупности оценок пассажиров. Обычно в расчет принимаются последние 150 поездок. Водители (особенно начинающие) не случайно просят оценить поездку – рейтинг прямо влияет на приоритет распределения заказов. Если он начинает снижаться, уменьшается количество заказов. Дальнейшее снижение приведет к тому, что будут предлагаться поездки по самому низкому тарифу.
Если водитель получил много низких оценок от пассажиров, его могут заблокировать в агрегаторе. Как правило, срок блокировки достигает одного года. По истечении этого времени водителю дают возможность снова работать в такси: у него будет возможность улучшить рейтинг за 150 поездок. Если этого не произойдет, блокировка станет бессрочной.
Активность
Речь идет о том, как принимает и выполняет заказы водитель. У него есть право отказаться от входящего предложения, но в этом случае агрегатор снимет с него баллы.
Причины отказа могут быть разными. Например, в машине нет специального детского кресла, а вызов поступил от пассажирки с малышом. В таком случае, чтобы не терять показатель активности, водитель может обратиться в поддержку или попросить пассажира аннулировать заказ.
Если таксист сбрасывает входящие предложения о поездках, агрегатор считает его неактивным и перестает присылать заявки.
Фотоконтроль
Сервис пассажирских перевозок контролирует водителя и состояние машины с помощью съемки через приложение. Агрегатор систематически запрашивает селфи водителя, фото салона и внешнего вида автомобиля. Так определяется, насколько чисто в машине, опрятен ли таксист, соответствует ли транспорт требованиям по перевозке пассажиров.
Тайный покупатель
Помимо всех перечисленных факторов влияния у водителя есть еще и систематические проверки, о которых он узнает постфактум. Речь о тайных покупателях – клиентах, которых нанимает служба такси для внутреннего аудита. После поездки такой пассажир заполняет анкету, в которой отвечает, соблюдает ли водитель стандарты сервиса и соответствует ли машина нормам пассажирских перевозок.

Как складываются доходы и расходы

Сколько можно заработать в такси? Ответ на этот вопрос будет складываться из анализа доходов и расходов водителя. Надо сказать, что многие из них являются нестабильными переменными. Поэтому иногда таксист за неделю зарабатывает то, что он ожидал получить за месяц. Но может быть и обратная ситуация.
Доходы
  1. 1Вознаграждение за поездки. Основной источник дохода — это оплата за доставку пассажира. Сумма вознаграждения может варьироваться в зависимости от:
    – дистанции поездки,
    – времени суток,
    – дополнительных услуг (например, оплачиваемое время ожидания пассажира).
  2. 2Бонусы и акции. Агрегаторы могут предложить вознаграждение за выполнение определенного количества заказов. Акции часто связаны с работой по более высоким тарифам в праздники или в дни значимых событий, когда спрос на такси особенно высок (например, футбольные матчи и т.п.).
  3. 3Чаевые. Пассажиры могут поблагодарить водителя за хорошую работу и оставить дополнительное финансовое вознаграждение помимо основной оплаты.
Расходы
  1. 1Комиссия агрегатора. Обычно сервис взимает процент от стоимости поездки. Эта комиссия может составлять от 10% до 30%.
  2. 2Горючее. Расходы на топливо — значительная часть затрат. Сумма на бензин или газ зависит от пробега, цены на АЗС и расхода топлива вашего автомобиля.
  3. 3Техническое обслуживание. Покупка расходников, замена масла и фильтров, подкачка шин, другие ремонтные работы – одним словом, все то, что позволяет поддерживать машину в рабочем состоянии ежедневно.
  4. 4Страховка. Водитель обязан застраховать транспорт по тарифу такси, и это еще один компонент общих затрат.
  5. 5Налоги. Это может быть налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или, если таксист зарегистрирован как самозанятый или ИП, обязательства по уплате налогов по соответствующим ставкам.
  6. 6Кредитные и лизинговые платежи. Если автомобиль куплен в кредит или взят в аренду, необходимо учитывать ежемесячную оплату долга за них.
Пример расчета
Предположим, водитель с агрегатором за день заработал 5000 рублей:
Доходы:
  • Сумма за поездки: 5000 рублей.
  • Бонусы: 500 рублей.
  • Чаевые: 200 рублей.
Всего доход: 5700 рублей.
Расходы:
  • Комиссия агрегатора (20%): 1140 рублей.
  • Топливо: 800 рублей.
  • Техническое обслуживание: 200 рублей.
  • Страховка (пропорционально за день): 150 рублей.
  • Налоги (предположительно): 300 рублей.
Всего расходов: 2580 рублей.
Чистый доход:
  • 5700 - 2580 = 3120 рублей.
Еще одна статья расходов – это штрафы. Даже очень дисциплинированные водители нарушают правила дорожного движения, проводя за рулем по 12 часов в сутки. Чаще всего речь идет об остановке в неположенном месте или превышении скорости.

Особенности работы в такси

Как вы уже поняли, в нашей стране учиться быть таксистом не надо. Но в других государствах дело обстоит иначе, и тому есть причины.
Например, чтобы выйти на линию, таксист в Лондоне проходит обучение. Оно длится от 3 лет до 8! Чем же занимаются водители все это время?
Они не просто изучают город – они должны понимать, как добраться из одной точки в другую несколькими способами. При этом лондонский таксист обязан звать названия заведений, местонахождение театров, школ, больниц, ключевых достопримечательностей.
Экзамен на вождение кэба включает теорию и практику, причем теоретическая часть сдается 12 раз! Ошиблись? Отправляетесь на пересдачу и начинаете все сначала!
Для чего это нужно? Особенность работы в такси заключается в том, что водитель должен быть невероятно стрессоустойчивым. В любой ситуации он обязан оставаться хладнокровным, вежливым, тактичным и предупредительным, безупречно выполнить заказ, соблюдая и правила дорожного движения, и требования к сервису, предписанные агрегатором.
Таксист должен быть истинным психологом: ему нужно понять, когда и как поддержать разговор с пассажиром, а когда промолчать и дать высказаться. При этом водителям не рекомендуется заговаривать с людьми в салоне первыми.
Нередко такси вызывают граждане в нестабильном состоянии: кому-то стало плохо на работе, и он едет домой отлежаться, кто-то перебрал на вечеринке и едва способен назвать маршрут, кто-то решил выйти из конфликта, уехав куда глаза глядят. В салоне могут оказаться и родители с детьми разного возраста, и владельцы животных, и гости города, и сотрудники офисов – и каждому пассажиру должно быть комфортно!
Конфликтные клиенты заслуживают особого упоминания: их называют в качестве главной проблемы работы в такси 90% водителей! Поводом для скандала может быть и алкогольное опьянение, и отсутствие суммы для оплаты без сдачи, и неряшливость пассажира. Даже если клиент не прав, таксисту приходится порой промолчать, потому что за свою работу он должен получить оценку. Никто не помешает скандалисту поставить низкий балл просто от злости, а не по факту оказанной услуги.

О сложностях работы, к чему быть готовым

Несмотря на кажущуюся простоту труд водителя такси действительно непрост – и морально, и физически. С чем сталкиваются люди, занимающиеся перевозкой пассажиров?
  1. 1Хроническая усталость. Постоянная боль в ногах и спине. Высокий риск простудных заболеваний. Больше всего страдают сердечно-сосудистая система и опорно-двигательный аппарат.
    Профилактикой профессиональных заболеваний является соблюдение графика труда и отдыха, поддержание двигательной активности, регулярные проверки здоровья у специалистов.
  2. 2Психологическое выгорание вплоть до апатии, перерастающей в депрессию. Водитель такси практически постоянно выступает объектом агрессии других участников дорожного движения. Постоянные непредвиденные ситуации, конфликты, аварии – это источник тяжелого стресса, который приводит к нарушению здоровья психики.
    Идеально, если таксист может посещать консультации психолога, прорабатывать накапливающуюся усталость. Хорошо, если есть экологичные способы разрядки: поболеть на стадионе, самому принять участие в командных играх, сходить с друзьями в караоке и попеть от души.
  3. 3«Зайцы». Не все пассажиры садятся в такси с готовностью оплатить проезд. Если исключить единичные случаи блокировки карт или других форс-мажоров, есть определенная категория лиц, которая считает своим долгом обмануть водителя, совершить поездку бесплатно.
    Защититься от кидал практически невозможно. Опыт позволяет вычислять сомнительных пассажиров до посадки. Но необходимо заложить в статью расходов потери из-за неоплаты проезда.
  4. 4Когда человек говорит, что его интересует работа в такси и как начать начинающему, первое, о чем ему стоит задуматься: готов ли он работать в непрерывном контакте с незнакомыми людьми? Можно быть великолепным водителем, знать город, виртуозно управлять автомобилем, обладать физической выносливостью, но при этом абсолютно выгореть за неделю из-за постоянной смены лиц, темпераментов, ситуаций, пассажирских состояний.

Заключение

Если обобщить, то можно выделить вот такие плюсы и минусы работы в такси.
Плюсы:
  • быстрый и простой вход в профессию;
  • гибкий график работы;
  • ежедневная оплата труда;
  • не требуется специальное образование;
  • работа в такси может быть подработкой, источником дополнительного дохода.
Минусы:
  • частые конфликтные ситуации – как с пассажирами, так и с другими участниками движения;
  • серьезная физическая нагрузка, приводящая к хроническим заболеваниям;
  • нестабильный заработок, на который влияет множество переменных.

Читайте также


Как осуществить переезд в Россию из Азербайджана?
Трудовая миграция в Россию из Азербайджана – явление не редкое. Многие азербайджанцы стремятся найти работу в РФ.

¹Подробная информация о продуктах указана в Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительских микрозаймов ООО МКК «Корона».

Займы доступны гражданам Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Армении, России и Грузии, а также гражданам Беларуси в случае повторного получения ими займа, от 18 до 75 лет включительно.

Срок рассмотрения заявления на заем не более 48 часов, в случае необходимости дополнительной проверки документов и (или) технических сбоев в работе - до 5 рабочих дней.

²Услуги по переводу денежных средств, в том числе при погашении займов, предоставляются РНКО «Платежный Центр» (ООО), лицензия ЦБ РФ № 3166-К от 14.04.2014 г., г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, ОГРН:1025400002968. Информация о сумме ежемесячного платежа, дате займа, сроке оплаты, беспроцентном периоде, остатке задолженности является вымышленной и приведена для примера.

³Займ предоставляет ООО МКК «Корона» Рег. № в Гос. Реестре МФО 2120719001908 от 07.08.2012 г., (Новосибирская область, г.о. рабочий поселок Кольцово, рп Кольцово, ул. Технопарковая, стр. 1, ИНН 1909001476, ОГРН 1121902000879). Услуги по переводу денежных средств без открытия банковского счета предоставляются РНКО «Платежный Центр» (ООО), лицензия ЦБ РФ № 3166-К от 14.04.2014 г., г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, ОГРН:1025400002968. ООО МКК «Корона» вправе отказать в выдаче займа.

Apple и App Store являются товарными знаками Apple Inc. Google Play и логотип Google Play являются товарными знаками корпорации Google LLC.

ООО МКК «Корона» с 23.12.2020 является членом Саморегулируемой организации «Микрофинансирование и Развитие» (ОГРН 1137799014055, ИНН 7707491596, юр. адрес: 107078, г. Москва Орликов переулок, д.5, стр.1, этаж 2, пом.11), официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://npmir.ru/).
Официальный сайт Банка России https://cbr.ru/
Интернет-приемная Банка России https://cbr.ru/Reception/
Государственный реестр микрофинансовых организаций https://cbr.ru/microfinance/registry/
Потребитель финансовых услуг вправе направить обращение Финансовому уполномоченному Российской Федерации. Юридический и почтовый адрес: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3, получатель АНО «СОДФУ».
Адрес официального сайта финансового уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://finombudsman.ru/.

Номера телефонов службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного: 8 (800) 200-00-10, 8 (495) 129-08-19 (для исходящих звонков, совершаемых сотрудниками Службы, потребителям по составу документов в ранее поданном финансовому уполномоченному обращении).

Ознакомиться с политикой обработки персональных данных