Как трудовая миграция влияет на экономику страны

Чем важна трудовая миграция
Трудовая миграция — это переезд из одной страны в другую ради заработка. Она бывает легальной и нелегальной, временной и постоянной. Это естественный процесс для глобальной экономики, и сегодня он увеличивает свое влияние, ведь перемещения по миру и изучение языков стали доступными.
Мигранты ищут благоприятные условия работы: высокую зарплату, разнообразие выбора, низкую конкуренцию среди специалистов. Развитая инфраструктура и интернет упрощают поездки за границу и поиск вакансий. Теперь переехать можно не только на соседние территории, но и через океан.
Чем важна трудовая миграция для экономики страны:
- Развитые и развивающиеся государства нуждаются в кадрах, особенно в периоды экономического роста. Приток иностранной рабочей силы помогает восполнить нехватку в определенных отраслях: в строительстве, сфере питания и услуг, сельском хозяйстве и др.
- Страны-доноры получают приток денег в форме денежных переводов, но теряют рабочие руки и квалифицированных специалистов.
- Принимающие государства получают больше налогов, но в то же время тратят бюджетные средства на миграционный контроль и социальное обеспечение.
- Отток и приток работоспособных людей отражает экономические, политические и социальные процессы. Он подсвечивает проблемы, назревающие на рынке, и показывает потребности населения и коммерции.

Вклад мигрантов в экономику страны
Основная причина миграции — разница в доходах между странами. Трудоспособные люди переезжают в более богатые регионы: временно или навсегда, отдельно от семьи или с ней. Выгода от переезда вовсе не односторонняя. Иностранная рабочая сила может оказывать позитивное влияние на экономику.
Мигранты приезжают туда, где для них есть работа. Больше всего иностранных работников насчитывается в местах с сильной экономикой — там нужны рабочие руки в производстве, строительстве и сельском хозяйстве, в сфере услуг и питания. Приезжие занимают вакансии, по которым местные не хотят или не могут работать.
Исследования показывают, чем полезны мигранты: в странах с развитой экономикой они помогают увеличить объемы производства и среднюю производительность труда.
Иностранцы не только заполняют рабочие места, но и косвенно помогают появлению новых. Ведь они потребляют товары и услуги, увеличивая спрос. А там, где есть потребность, появляются новые предложения. А иногда мигранты открывают свой бизнес.
Молодые иностранцы, приезжающие на длительный период ради заработка, способны оказать благоприятное влияние на бюджет. Государство не потратилось на их образование и социальное обеспечение в период взросления, но получает стабильные отчисления в виде налогов. Наиболее значительный вклад делают высококвалифицированные специалисты, получающие высокую зарплату.
Косвенно благодаря иностранной рабочей силе растут налоговые поступления от бизнеса. Компании получают необходимые человеческие ресурсы, расширяют производство и увеличивают его объемы. Доходы коммерции растут, и с них поступают налоги.
Реальную выгоду (и есть ли она вообще) от трудовой миграции подсчитать трудно. На нее влияют разные факторы:
- форма трудоустройства — легальная или нет;
- возраст иностранных сотрудников;
- уровень оплаты труда;
- образование, квалификация и опыт;
- срок нахождения в стране;
- формат переезда — без семьи или с ней;
- действующее законодательство и др.
Плюсы трудовой миграции
На строительной площадке под Москвой заливают бетон рабочие из Узбекистана, возводят кирпичные стены граждане Таджикистана, управляет техникой специалист из Кыргызстана. Этот пример иллюстрирует, зачем нужны мигранты в России: они закрывают важные вакансии — причем в совершенно разных сферах. А вместе с этим пополняют государственный бюджет. Ниже — положительные эффекты.
Работники требуются в традиционных и современных отраслях производства. Не всегда местное население может удовлетворить спрос. Например, в западных странах сейчас нужны как разнорабочие, так и опытные IT-специалисты. В России ситуация похожая. Приток работников из-за границы помогает компенсировать нехватку рук и умов.
Иностранные граждане устраиваются и в социально важные сферы. В России растет число иностранных высококвалифицированных специалистов. В прошлом году, например, было выдано 38 тысяч разрешений для ВКС. Это значит, в стране появляется всё больше иностранных инженеров, ученых, преподавателей, медиков.
Официально работающие мигранты платят налоги, тем самым снижая налоговую нагрузку на местных. В России безвизовые специалисты устраиваются по патенту, пополняя казну на миллиарды рублей.
В 2024 году Российская Федерация получила более 100 млрд рублей только от миграционных патентов.
В государствах с низкой рождаемостью, таких как Южная Корея и Япония, увеличивается доля пожилых. А следовательно, становится меньше трудоспособных людей и налогоплательщиков. Приток молодых трудовых мигрантов решает сразу несколько проблем: омолаживает население в целом, закрывает рабочие места, пополняет бюджет налогами.
Некоторые страны, такие как Россия, спонсируют обучение: школьное образование бесплатное, а в колледжах и вузах высокая доля бюджетных мест. Подготовка квалифицированных кадров обходится дорого. Поэтому, принимая образованных специалистов-иностранцев, государство экономит бюджетные средства.
Минусы трудовой миграции
Несмотря на пополнение бюджета и утоление кадрового голода, трудовая миграция может оказывать неблагоприятные эффекты. Их выраженность зависит от законов и контроля за их исполнением, состояния экономики и рынка труда в целом. Поговорим, как миграция влияет на экономику стран в негативном ключе.
Мигранты из стран с худшими экономическими условиями готовы работать за меньшую заработную плату. Причем как в качестве простых рабочих, так и по специальностям, где требуется образование и опыт. Соглашаясь на скромный заработок по незнанию или из-за высокой конкуренции, иностранцы способны негативно повлиять на рынок труда в целом — зарплата постепенно снизится и у местных.
Некоторые эксперты считают, что отрицательное влияние мигрантов на оплату труда преувеличено. К подобным выводам приходят и российские, и зарубежные исследователи.
Миграционный учет, контроль за соблюдением законов и легальностью пребывания, ведение статистики, программы социализации, экстренная медицинская помощь, борьба с нелегальной занятостью — на это требуются государственные деньги и человеческие ресурсы. И хотя иностранцы платят налоги, немало бюджетных средств уходит на обслуживание миграционной системы. Отдельные статьи расходов — депортация и образование детей мигрантов.
Мигрантов, которые нуждаются в деньгах, плохо знают язык и законодательство, проще завлекать в преступную деятельность и незаконный бизнес. Например, иностранец, сам того не понимая, может участвовать в нелегальной вырубке леса или перевозке запрещенных товаров. Хотя от вовлечения в преступность не застрахован никто, мигранты находятся в особой зоне риска.
Некоторые трудовые мигранты оставляют близких людей на родине. Они уезжают в одиночку, зарабатывают деньги и отправляют их семье, тем самым выводя денежные массы за границу. Если речь о нелегальной занятости, влияние на экономику куда более пагубное: деньги не просто уходят — с них не поступают налоги.
Механизмы регулирования трудовой миграции
У этого процесса много неоднозначных эффектов, а опыт стран отличается. Некоторые государства и вовсе могут не нуждаться в привлечении работников со стороны. Примером служит Китай, где всего 0,1 % населения — иностранцы. Высокая конкуренция на рынке труда даже среди собственных граждан делает поиск работы в подобных регионах практически бессмысленным.
Эффективное управление, предотвращение нелегальной занятости и контроль за теневым рынком помогают снизить негативное влияние и увеличить положительное.
Управлять потоком мигрантов в экономике России помогают разные инструменты:
- Патенты, позволяющие безвизовым иностранцам легально устраиваться на работу по своей профессии. Человек самостоятельно уплачивает налог и получает право выбора и смены работодателя в пределах одного региона.
- Система квот, устанавливающая максимальную долю сотрудников-иностранцев в определенных сферах. Регионы самостоятельно решают, какие отрасли нуждаются сейчас в новых кадрах. Это позволяет не допустить напряженности на рынке труда.
- Привлечение высококвалифицированных специалистов без учета квоты. А также возможность ВКС получить гражданство в упрощенном порядке, если государство нуждается в людях с определенными навыками.
- Цифровой миграционный контроль для иностранных безвизовых работников. Пока действует только в Московской области и осуществляется в специальном приложении «Амина».
- Договоренности между государствами ЕАЭС, упрощающие переезд и трудоустройство на территории союза.













































